Шестые классы

2 урок. Рисунок – основа изобразительного искусства

Свои первые идеи художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках – набросках.
Набросок – это произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Набросок может выполняться как с натуры, так и по памяти. Наглядным примером служит работа Ф.А.Малявина «Набросок. Карандаш».Здесь же показ детской работы. Прокомментировать.

Затем художник делает зарисовку с натуры.
Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача брать с натуры самое главное, характерное, что даёт возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.Показ рисунков М.А. Врубеля «Скачущий всадник « ,комментарий , сравнение с работой Ф.А.Малявина.

Потом художник накапливает нужные наблюдения в рисунках – этюдах.
Этюд – выполняется с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения. Показ студенческих  и детских работ близких по заданию.

И, наконец, художник отыскивает будущую композицию произведения в рисунке – эскизе.
Эскиз – подготовительный рисунок для более крупной работы. Продемонстрировать эскизы В.М.Васнецова «Витязь на распутье» Комментарий.


Рисунок:
-набросок-Быстрый рисунок   
-зарисовка с натуры-Самое главное
-этюд-Детали
-эскиз-Почти законченный рисунок
                           Так же следует иметь хорошую мягкую резинку.

Для рисования художники используют такие инструменты как:
1)         карандаш;
2)         резинка.
Держат карандаш при рисовании особым образом, не так как при письме. (Продемонстрировать, как правильно держать карандаш при рисовании).
Графитные  карандаши  выпускают  в большом  диапазоне  различных  степеней твердости. Более твердые обозначают буквой Т, более мягкие – М, средние – ТМ.
(Демонстрация карандашей и пробы их твердости и мягкости на листе бумаги).
Для рисования подходят более мягкие карандаши, так как они могут давать линии различной толщины.
(Показ на листе бумаги линий от светлой до почти черной).
3.   Практическая работа.
зарисовка с натуры отдельных травянистых растений.

Если рассмотреть веточки деревьев и травянистых растений, вы должны отметить сразу все:

1.     Пропорции
2.     Формы
3.     Цвет
4.     Освещение
Но так, как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Попробуем разделить стебли и листья на группы.

Стебли

 




Тонкие и толстые                                                           Прямые и изогнутые

                         Длинные и короткие           Гладкие и колючие

Листья

 




Крупные и мелкие                                                                          Разных форм

                         Резные и простые           Плоские и завернутые

  

     Алгоритм задания.
Приступая к работе, вы должны не только уместить, но и красиво композиционно разместить на листе обобщенную форму рисуемого  предмет. 
1.     Для этого предварительно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное расположение отдельных предметов.
2.     Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размешать основные части предмета, выявляющие форму (стебли, листья).
·        В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.
3.     Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для предания ему выразительности (прожилки, тычинки и т.д.)
4.     Слегка заштриховать, отметить свет и тень карандашами разной твердости.

3 урок. Линия и её выразительные возможности

Выразительные средства графики, линия, характер линий, ритм линий, передача пространства.
Задание 1:
·        Напишите своё полное имя письменными буквами обычным почерком.
·        Напишите своё имя стремительно, с сильным наклоном к строке, словно вы куда-то спешите.
·        А сейчас напишите имя так, словно вы экономите место, скупо, убористо.
Сравните три варианта. Чем они отличаются.
Если считать, что буквы и слова – это тоже линии, то они получились разными по характеру: спокойные, стремительные, скупые.

Изобразите несколько линий на одном листе.
  • «Музыкальные»
  • «Лёгкие»
  • «Воздушные»
  • «Жесткие»
  • «Ломаные»
  • «Колючие»

Просмотр полученных вариантов.
- Какое настроение создаётся, когда вы видите музыкальные линии, колючие линии?
- Разные по характеру линии создают определённое, настроение.
Задание 2: Выполните зарисовку пейзажа, передавая через изображение деревьев  состояние природы; используйте разные выразительные возможности  линии:
·        сильные порывы ветра;
·        лёгкий шелест листвы;
спокойствие.

4 урок. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Композиция.
Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Порой словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».
В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.
Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости. Ощущение движения можно создать:
-если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
-свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним.
Ощущение покоя можно создать:
  • если не использовать диагональные направления;
  • если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
  • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). 
Существует два способа организации композиции:
1.        сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
2.        видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.
В процессе работы мы применим стилизацию.
Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. 
Однако упростить форму, вовсе не значит объединить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.
Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.
Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.
Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.

Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему. 

6 урок. Цвет в произведениях живописи

Одним из любимых зрителями жанров изобразительного искусства является пейзаж. Художник в своих пейзажах  делится со зрителем радостью общения с природой, учит нас видеть красоту земли. С пейзажа начиналась любовь к Родине.
Главными элементами всякого пейзажа являются земля, небо, вода, деревья. Чтобы уметь хорошо рисовать пейзаж, надо научиться рисовать эти элементы в особенности деревья.  Иначе рисунок  пейзажа превратится в набор безликих декоративных пятен - все деревья окажутся одинаковыми, и не будет чувствоваться  горизонтальность земли или воды, горы и облака потеряют свои характерные формы.
В пейзаже должно чувствоваться уходящее   вдаль  пространство,  а каждый предмет, каждое дерево должно быть предоставлено своими характерными чертами. Надо дать как бы индивидуальный портрет дерева - ствол, ветви,  характер кроны,  листвы.
Давайте рассмотрим репродукции и обратим внимание на композицию в пейзаже…
что такое композиция?
ЗАКОНОМЕРНАЯ организация всех элементов в одно целое называется композицией. Главной задачей художника, является создание композиционного центра картины, той точки к которой будет прикован взгляд зрителя.

Создавая художественный образ - художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру изображаемых элементов.  Выразительность композиции   картины во многом усиливается её цветовым решением. Нельзя передать, например, радость жизни холодными серо-синими тонами, и наоборот, сумрачное, подавленное состояние -светлой, теплой гаммой насыщенных цветов. В пейзажах ранней весны присутствуют как серые тона так и  солнечные дни характеризуются яркими насыщенными красками. В рисунке важно передать предельно точные отношения освещенных и затененных поверхностей.  Находясь под открытым небом, художник видит предметы, которые погружены в воздух. Чем дальше от наблюдателя в пространстве расположены видимые объекты, тем сильнее сказывается действие воздуха. Дальние планы заметно окрашиваются синими оттенками. 

примеры работ:
Винтиш Ангелина, 6 Б



 7 урок. Объемные изображения в скульптуре

- Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? (Слайд 1.) В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
Что изображает скульптура.
- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 2.) Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных. (Слайд 3.)
Скульптура – не копия натуры.
- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. (Слайд 4.) но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. (Слайд 5.)
Где можно встретить скульптуру.
- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. 
Виды скульптуры.
Монументальная скульптура. 
Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.
 Парковая скульптура. 
- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.
Скульптура малых форм. 
- Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.
 Фасады дворцов и храмов (рельеф). 
- Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.
Виды рельефа. 
- В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:
·         Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.
·         Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
·         Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.
·         Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.
·         Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, врезанное вглубь твёрдого минерала, называется «инталия», а выпуклое, выступающее над поверхностью камня – «камея».
Материалы скульптора. 
- «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», - писал русский скульптор И. Ефимов. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.
Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.
Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.
Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.






























 автопортрет!!!






Как рисовать нос:


























Как рисовать губы:

























Как рисовать глаза:






























Ребята, сейчас мы с Вами проходим перспективу. Что это? 
Перспектива – это наука, которая помогает изображать на плоскости различные пространственные объекты, учитывая кажущиеся изменения их размеров, очертаний и светотени. Эта наука появилась в эпоху Ренессанса. В то время реализм достиг своего расцвета в изобразительном искусстве.

Так, если мы смотрим на чашку во фронтальной плоскости (прямо), то нам кажется, что ее дно овальное, хотя на самом деле оно круглое. Или при взгляде на железнодорожные рельсы нам кажется, что они сходятся в одной точке, хотя в действительности они параллельны.

Человек, который стоит близко к нам, будет казаться больше, чем дом, расположенный вдали. Гора, которая находится вдали от дома, будет казаться меньше, чем сам дом. Хотя в действительности она значительно крупнее его. Но нам кажется, что человек по размерам больше дома, а дом в свою очередь – больше горы. Это связано с тем, что близлежащие объекты кажутся больше, а объекты, расположенные на расстоянии – меньше.

Как известно, железнодорожные рельсы расположены параллельно друг к другу. В действительности расстояние между двумя рельсами всегда неизменно. Точно так же все телеграфные столбы имеют одну и ту же высоту. Однако когда мы смотрим на рельсы, то видим, что с увеличением расстояния они «приближаются» друг к другу. А телеграфные столбы кажутся меньше по мере удаления. В конце концов, и столбы, и железнодорожные рельсы сходятся в одной точке, которая располагается на линии горизонта и называется точкой схождения параллельных прямых в перспективе.

Существует простой способ определения центра квадрата или иной фигуры. Необходимо провести диагонали и они пересекутся в центре фигуры.

Через точку А проведите линию, параллельную линии горизонта.
На этой линии отметьте нужное вам количество ровных отрезков.
Через последнюю отмеченную вами точку и угловую точку В проведите линию к линии горизонта (точка С).
К полученной точке С проведите линии от каждой отмеченной вами точки.
Там, где сходящиеся в точке С линии пересекут отрезок А-В, и будут точки, проведя через которые параллельные линии, вы получите желаемый результат.

Если посмотреть вверх на высотные здания, то можно обнаружить, что центральная точка схождения расположена значительно выше линии горизонта.
Если смотреть вниз, то основная точка схождения будет располагаться ниже линии горизонта.











Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.
Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.
Например: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.
То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.
Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. 
Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.
Воздушная перспектива – изменение цвета предметов под воздействием воздушной среды и пространства, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. 
А, что же происходит с предметами по мере их удаления?
Они уменьшаются, меняется цвет.
Давайте назовем основные правила линейной и воздушной перспективы: 
1. Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.
2. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.
3. Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке.
4. По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.
5. Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

Вот несколько вдохновляющих видео:




1 комментарий:

С наступающим Новым 2018 Годом!

Слышен добрый звонкий лай, это Новый год идёт, год Собаки. Поздравляю и желаю в новом году очарования болонки, уверенности овчарки, отзыв...